Проверка плотности
Плотность – важный показатель. От нее не только зависит, что нужно лить при малом количестве жидкости внутри АКБ, но и:
- температура замерзания электролита – в случае крайне низкой плотности, такой как 1,07 грамм на куб. см., он замерзнет уже при минус 5 градусов по Цельсию, а при не очень низкой (например, 1,30) температура замерзания составит аж минус 60 градусов;
- срок службы АКБ – чем более высокая концентрация серной кислоты, тем меньше прослужит батарея.
Правильное обслуживание аккумулятора заключается в периодическом контроле за плотностью. Делается это при помощи специального прибора, продающегося в любом автомобильном магазине – ареометра. Стоимость этого приспособления составляет 150 – 200 рублей.
Проверка должна производиться на полностью заряженном аккумуляторе. Ареометр должен показать значение от 1,27 до 1,29 грамм на кубический сантиметр. Все, что ниже или выше данного показателя, является отклонением от нормы.
Пошаговая инструкция, как проверить плотность аккумуляторов ареометром:
- берем приспособление;
- опускаем его поочередно в каждую банку;
- набираем электролитический раствор при помощи нажатия на грушу, находящуюся сверху прибора;
- смотрим значение, которое покажет градуированная шкала;
- определяем средний показатель в мм после осуществления измерений по всем 6 банкам.
После того как правильно была определена плотность, решится вопрос с тем, что нужно заливать, и нужно ли это делать вообще:
- если плотность оказалась повышенной, то нужно лить дистиллированную воду, то есть уменьшать концентрацию серной кислоты;
- наоборот, при пониженных значениях, нужно добавлять электролит, то есть повышать концентрацию серной кислоты.
Процедура доливки дистиллированной воды
В этой процедуре нет ничего сложного – просто заливаем понемногу в каждую банку. Далее проверяем уровень (см. выше). Как только он станет нормальным, еще раз производим проверку плотности.
Добавление или замена электролитического раствора
При низкой плотности нужно добавлять или вообще полностью менять электролит, находящийся в аккумуляторе.
Что именно делать, зависит от того, какая конкретно концентрация серной кислоты была определена по результатам замера ареометром:
- если от 1,2 до 1,27 грамм на кубический сантиметр, то электролитический раствор добавляется согласно нижеуказанному алгоритму (ситуация № 1);
- в случае же, если ниже 1,2 грамм на кубический сантиметр, то придется полностью менять (ситуация № 2).
Чтобы довести плотность до нормы путем добавления электролита (ситуация № 1), необходимо:
- откачиваем как можно больше жидкости из каждой банки аккумуляторной батареи (например, при помощи резиновой груши);
- берем электролит, купленный в автомобильном магазине, и заливаем в каждую банку половину от того объема, который откачали при помощи груши;
- немного встряхиваем АКБ, либо же даем на клеммы небольшую нагрузку (к примеру, подключаем автомобильную лампочку) – это нужно, чтобы добавленная и уже находящаяся в АКБ жидкости хорошо перемешались;
- произвести замер плотности – если она не достигла нормы, необходимо повторить вышеуказанные шаги еще раз.
Если плотность – крайне низкая, электролитический раствор придется весь заменить (ситуация № 2). Делается это сложнее, чем в случае добавления:
- нужно откачать раствор при помощи груши, шприца или иного приспособления;
- в банки залить дистиллированную воду;
- АКБ немного покачать из стороны в сторону;
- откачать залитую воду;
- повторять процедуру до тех пор, пока откачиваемая вода не станет прозрачной;
- залить новый электролит из бутылки исходя из объема, который требуется заливать в АКБ определенной емкости (см. таблицу выше);
- проверить уровень и плотность.
Правила заливки
Автомобилист должен следовать 3 основным правилам заливки электролита и дистиллированной воды:
- уровень электролита в АКБ должен быть на мм выше пластины – от 10 до 15;
- при необходимости доливки воды следует использовать именно дистиллированную – воду из-под крана лить категорически запрещено из-за наличия в ней примесей и солей тяжелых металлов, которые будут способствовать коррозии свинцовых пластин, их окислению;
- при контроле показаний ареометром следует учитывать климатические условия – если машина эксплуатируется преимущественно в северных регионах, то норма плотности чуть выше (около 1,30 – 1,31 грамм на 1 куб. см.), наоборот, если ТС используется на территориях с жаркой погодой, норма чуть ниже (1,25 – 1,26 грамм на 1 куб. см.).
Как проверить уровень электролита
Сделать это будет несложно. Даже неопытный водитель справится с этой задачей. Этот процесс отличается в зависимости от типа аккумулятора, который установлен в вашем авто. Возможны следующие варианты для проверки уровня электролита в аккумуляторе:
- В батареях со шкалой, на которую нанесены о и «максимум», проще всего определить уровень жидкости. В этом случае доливка осуществляется до среднего уровня между этими двумя отметками.
- При отсутствии шкалы стоит поискать в отверстиях специальные «язычки». Заливка электролита осуществляется до тех пор, пока уровень жидкости не покроет их на 5 мм.
- При отсутствии шкалы и «язычков» необходимо в батарею опустить стеклянную трубку с диаметром не более 5 мм. Она упрётся в щиток и дальше опускаться не будет. Верхнее отверстие закрывается пальцем, и трубка вынимается. Внутри неё будет находиться жидкость с аккумулятора. В норме она должна достигать 10-15 мм. Это будет оптимальный уровень.
Высокий уровень электролита
Не стоит думать, что чем больше электролита будет находиться внутри батареи, тем лучше. Это одна из распространённых ошибок многих автомобилистов. Во время работы автомобиля электролит может расширяться, что приведёт к увеличению его объёма. В этом случае жидкость выльется за пределы батареи, а содержащаяся кислота может повредить корпус. Изменить такую ситуацию легко. Потребуется всего лишь при помощи шприца убрать лишнее количество жидкости и довести его до нормального уровня. По-другому обстоит дело с низким уровнем жидкости.
Низкий уровень электролита
Не менее опасным является недостаточный уровень жидкости внутри АКБ, потому каждый водитель должен знать, как долить электролит в аккумулятор и уметь применять эти знания на практике. Такая ситуация может возникать из-за выкипания жидкости или испарения воды
Потому крайне важно постоянно проверять электролит и знать, как залить электролит в аккумулятор автомобиля. Эксплуатация батареи в таком состоянии грозит наступлением следующих негативных последствий:
- при высокой концентрации серной кислоты, которая возникает в результате испарения воды, сульфатацияпластин будет происходить гораздо быстрее;
- оголённые пластины во время зарядки батареи будут сильно нагреваться, что может привести к их разрушению и осыпанию;
- при недостаточном количестве электролита ёмкость аккумулятора также будет низкой.
Любая из этих ситуаций является неприятной, спасти может своевременная доливка электролита в аккумулятор или дистиллированной воды.
Способы повышения плотности электролита в обслуживаемом аккумуляторе
Автолюбителям известно, что аккумуляторные батареи делятся на обслуживаемые и необслуживаемые образцы, причем в АКБ второго класса контролировать и изменять плотность электролита невозможно. Поэтому вопросы ее повышения касаются только обслуживаемых образцов, в которых предусмотрен свободный доступ к каждой банке.
В ситуации, когда на АКБ обнаружены явные повреждения (трещины или сколы, например) восстанавливать его работоспособность даже не следует пытаться. В данном случае разумнее приобрести новый аккумулятор, что позволит не расходовать впустую личное время.
Если дефектов на корпусе не обнаружено, а плотность снизилась совсем ненамного – возможны следующие пути ее повышения:
– воспользоваться специальным электронным устройством (ЗУ), которым можно заряжать АКБ;
– если подзарядка не помогла и машина продолжает заводиться с трудом – придется воспользоваться методом добавки электролита (с последующей полноценной зарядкой);
– в ситуации, когда оба способа не привели к требуемому результату (плотность все равно остается низкой) потребуется кардинальный подход, состоящий в полной замене электролита.
По завершении обновления раствора можно будет перейти к восстановлению АКБ зарядным током. Рассмотрим каждый из вариантов более подробно.
Подзарядка
Данный подход к восстановлению АКБ предполагает его зарядку слабым током до состояния, соответствующего действующим нормам (напряжение на клеммах должно быть порядка 13-14 Вольт).
По необходимости придется повторить эту процедуру, заряжая АКБ под напряжением 14,6 Вольта, но уже с большим током (до 2-х Ампер). После того как он отстоится – проводят контрольный замер рабочего параметра. Периодическая подзарядка позволит увеличить плотность раствора до нормируемых показателей.
Добавление электролита
Для проведения этой процедуры потребуются:
- Измеритель плотности – ареометр.
- Резиновая груша для отбора и добавления раствора.
- Специальная мерная емкость.
- Резервуар для старого раствора.
Кроме того, необходимо подготовить запас корректирующего электролита и дистиллированной воды. Они позволят довести раствор до нужной кондиции.
Порядок операций по повышению плотности выглядит так:
- Сначала из банки, в которой плотность ниже стандартного значения посредством груши отсасывается раствор (чем больше – тем лучше).
- Затем измеряется объем отобранной жидкости, для чего она заливается в мерную емкость.
- После этого в опорожненную банку доливается свежий электролит по объему равный половине изъятого. Сама батарея потряхивается из стороны в сторону, чтобы перемешать полученную смесь.
- Далее следует измерить плотность состава и при необходимости добавить электролит в объеме четверти от откаченного ранее раствора.
- Эта процедура повторяется до того момента, пока плотность не станет нормальной, после чего нехватка жидкости восполняется порцией дистиллированной воды.
Аналогичные действия производятся со всеми остальными банками.
После этого они оставляются на пару часов для отстоя, что гарантирует выравнивание раствора в резервуарах до однородного состояния. И только после этого его плотность замеряется повторно.
Для этого необходимо продолжить зарядку током, номинал которого в два или даже в три раза меньше оптимального.
Обновление электролита
Увеличить плотность электролита, когда ее показатель достиг критического уровня в 1,18 единиц, со старым раствором уже не удастся. В этой ситуации придется полностью обновить его. Для восстановления работоспособности АКБ потребуется сделать следующее:
– откачать жидкость из всех банок с помощью резиновой груши (насколько это удастся);
– вернуть все пробки на место и установить АКБ так, чтобы обеспечить доступ к днищу, не переворачивая его;
– просверлить в дне каждой банки небольшое отверстие, предварительно подставив подходящую емкость для сбора отработки;
– вновь открутить пробки и ополоснуть внутренности дистиллированной водой;
– запаять отверстие устойчивым к кислоте составом;
– заполнить банки новым раствором и зарядить аккумулятор (как это было описано выше).
Дополнительная информация: После заливки уровень электролита должен перекрывать пластины АКБ примерно на 10-15мм (от этого будет зависеть качество его зарядки).
Выполненные согласно этой инструкции процедуры позволят продлить срок работы АКБ на несколько лет.
Способы зарядки аккумулятора
Если обстоятельства не позволяют использовать стандартное зарядное устройство, можно «прикурить» от другого автомобиля. Штатный аккумулятор Lada Vesta быстро подзаряжается.
Автомобиль-донор должен иметь полностью заряженную АКБ. С помощью специальных зажимов к клеммам аккумулятора подсоединяются провода, и происходит запуск двигателя.
Необходимо соблюдать правила безопасности:
- отключить на заряжаемой машине электроприборы;
- сначала подсоединить красные провода – плюсы;
- черный минус присоединить к АКБ заряжающего автомобиля, а второй конец – к металлической части корпуса двигателя реципиента;
- соблюдать полярность, надежно подключиться к клеммам;
- до начала работы заглушить двигатель у автомобиля-донора, снять контакты с батареи;
- «прикуривать» от источника питания одинаковой емкости.
Зарядка аккумулятора
Если двигатель автомобиля-донора оставить включенным (такое приходится делать при слабом аккумуляторе на нем), становится возможным повреждение блока управления автомобилем, поэтому лучше не рисковать. Всегда предпочтительнее применить стандартное зарядное устройство.
Источник питания демонтируется и присоединяется к зарядному устройству, работающему от сети переменного тока. Если батарея полностью разряжена, на ее восстановление уйдет не менее 10 часов.
При сильных морозах электролитная жидкость густеет, АКБ теряет силу пускового тока и не способна раскрутить стартер автомобиля. В этом случае достаточно поместить батарею на несколько часов в теплое помещение и после прогрева произвести запуск двигателя.
Почему плотность электролита в аккумуляторе падает
Строго говоря, изменение соотношения воды и кислоты в растворе происходит постоянно, как при разряде батареи, так и во время зарядки. Но, по теории, в полностью заряженном состоянии плотность должна соответствовать изначальной. На практике этого не происходит, и вот почему:
- при перезаряде электролит закипает и испаряется;
- утечка жидкости случается и через отверстия в пробках, особенно при частой езде по ухабистым дорогам;
- при глубоких разрядах концентрация электролита также изменяется из-за активизации процесса сульфатации пластин.
Рассмотрим каждую из причин детальнее:
- Испарение электролита, если не было форс-мажорных обстоятельств – процесс длительный, сильно растянутый во времени. Аккумулятор заряжается во время работы двигателя, при этом перезаряд, приводящий к закипанию жидкости, исключён – об этом заботится реле-регулятор генератора. Но есть и другие факторы, влияющие на плотность электролита в аккумуляторе. Дело в том, что АКБ размещается неподалёку от мотора, который является мощным источником тепла в подкапотном пространстве. Нагрев батареи при этом неизбежен, особенно интенсивным становится этот процесс летом. В результате жидкость испаряется даже без кипения, поэтому в жаркое время года рекомендуют проверять её уровень еженедельно. Поскольку плотность дистиллированной воды существенно ниже, чем у кислоты, испаряется преимущественно она. В результате показатель повышается, и приходится восстанавливать правильное соотношение, доливая воду.
- Вытекание электролита – ещё одна частая причина понижения его уровня. Диагностировать проблему достаточно легко, оценив внешнее состояние аккумулятора. Наличие потёков и белесого порошка на крышке батареи и клеммах как раз и свидетельствует о потере жидкости. Правда, на концентрацию оставшегося в АКБ раствора это не влияет, только на его уровень, поэтому доливку следует осуществлять не дистиллированной водой, а готовым электролитом. Разумеется, корпус аккумулятора следует очистить от загрязнений, а поскольку там присутствуют кислотные остатки, удалять их нужно щелочными жидкостями. Например, раствором кальцинированной соды. Белые кристаллы сульфата свинца на клеммах удаляют металлической щёткой. Все эти мероприятия важны, поскольку сильное загрязнение может стать причиной создания мостика между электродами батареи и ухудшения контактов между клеммами и проводами, идущими к генератору или ЗУ.
- Наконец, сульфатация пластин – основная причина падения плотности электролита. Сульфат свинца – это результат химико-электрического взаимодействия электролита и свинцовых пластин, он образуется во время зарядки и исчезает при разряде батареи. Но баланс, увы, со времен смещается не в пользу серной кислоты: часть сульфата оседает на пластинах, и со временем этот слой становится всё больше. Это и есть сульфатация, которая негативным образом сказывается на протекании обычных реакций в аккумуляторе. Борьбу с сульфатацией проводят посредством использования зарядного устройства и специального алгоритма, сочетающего циклы зарядки/разрядки.
Безопасность при работе с электролитом
В состав электролита входит серная кислота, это значит, что необходимо проявлять осторожность при работе с этой жидкостью. В первую очередь необходимо защитить глаза от попадания в них паров или капель
Для этого используют защитные строительные очки. Обычные оптические очки не подойдут, так как у них отсутствует боковая защита. Также нельзя использовать контактные линзы, ведь они не закрывают глаз полностью.
Работу желательно проводить в резиновых защитных перчатках. Одной из эффективных защит обладают неопреновые изделия. Они способны до часа противодействовать разрушающей жидкости. Меньшая степень безопасности у латексных и виниловых материалов. Минимальный уровень защиты у нитриловых перчаток, так как они разъедаются практически сразу от попадания капель электролита.
Одежда должна быть из плотной ткани. Рукав надо подбирать длинный и заправлять его в перчатку. Разъедание ткани при попадании на нее жидкости может происходить не сразу, а по прошествии нескольких часов.
Попавшую жидкость на кожу надо немедленно смыть проточной водой. Можно пользоваться мылом. Покраснение от воздействия кислоты может проявиться не сразу, так как для химического ожога, в отличие от термического, нужно некоторое время для воздействия.
Порядок измерения плотности аккумулятора
Для начала аккумулятор необходимо установить на ровную горизонтальную плоскость и очистить крышку от пыли и грязи. Лучше для этого использовать ткань, смоченную слабым раствором соды, как самой доступной щелочи: она нейтрализует возможное отпотевание электролита вокруг пробок.
Теперь проверяем уровень электролита. Проще это сделать на аккумуляторах с полупрозрачными стенками – на стенках есть риски, с помощью которых можно сразу понять, находится ли уровень в пределах допустимого. Важна не только сама высота уровня, но и равномерность по банкам: там, где уровень электролита заметно меньше, возможна неисправность (негерметичность стенок или днища, быстрое «выкипание» электролита из-за его чрезмерной изначальной плотности и так далее). Если стенки у аккумулятора непрозрачные, воспользуйтесь прозрачной трубкой, опуская ее в отверстия пробок до упора в набор пластин и затыкая после этого верхний конец пальцем: вытащив трубку, Вы увидите, насколько электролит выше пластин. Нормой считается высота уровня в 10-15 мм над пластинами.
Если в какой-то банке уровень электролита ниже нормы, доведите его до нужного, аккуратно доливая дистиллированную воду. Как мы уже писали выше, чаще всего уровень снижается из-за потери воды за счет электролиза, поэтому восполнять уровень готовым электролитом нельзя.
Перед проверкой плотности обеспечьте батарее состояние стопроцентной заряженности – подсоедините зарядное устройство до момента «кипения» или до его отключения, если используете автоматическую модель. Это нужно и для того, чтобы плотность в банке выровнялась после доливания дистиллированной воды, иначе измерение даст ошибочный результат.
Распространенный прибор для контроля плотности – это ареометр, представляющий собой прозрачную колбу с грушей для набора жидкости. Внутри этой колбы находится грузик с делениями – в набранный электролит он погрузится на высоту, зависящую от плотности аккумулятора, и риска, по которую он погрузится, и укажет на результат измерения.
Однако есть и более удобный и универсальный прибор – речь идет об оптическом рефрактометре, который способен также измерять температуру замерзания охлаждающей жидкости и «омывайки». Для измерения достаточно капнуть на нужное место из пипетки и прижать каплю прозрачным стеклом-крышкой. Посмотрев на свет через рефрактометр, вы увидите по риске плотность электролита. Это быстрее, да и точнее, чем привычный способ с ареометром.
Как повысить плотность электролита в аккумуляторе в домашних условиях
Любая батарея состоит из нескольких банок, поэтому, чтобы поднять плотность электролита в аккумуляторе, придется корректировать электролитический раствор в каждой отдельной емкости. С помощью спринцовки жидкость выкачивается и отправляется в мерную емкость. После чего в банку заливается аналогичное количество нового электролита, который в готовом виде можно приобрести в магазине. Данная операция выполняется с каждой банкой, после чего аккумулятор необходимо зарядить в течение 30 минут, чтобы раствор перемешался. Затем после двухчасовой паузы повторно измеряем показатели плотности. При необходимости нужно повторить коррекцию электролита
Важно помнить, что разность плотности в банках не должна превышать 0.01 г/см3
Бывают ситуации, когда показатель плотности падает ниже значения 1.18 г/см3. В таких случаях вышеописанная технология не поможет восстановить работоспособность батареи – необходима полная замена электролитического раствора.
Причины разрядки
На «Вестах» 2020 года, выпущенных в комплектациях «Люкс», встречается заводской ляп — саморазряд АКБ. Сам производитель эту проблему указывает, и рекомендует проводить такие действия. Поменять местами определённые контакты, что автоматически обновит версию ПО, и все ошибки электронных блоков сбросит. Но данную процедуру лучше доверить специалистам, тем более, если машина ещё на гарантии.
На других комплектациях автомобиля разрядка аккумулятора возможна уже из-за другого. Например, многие владельцы, вопреки запрету, устанавливают галогеновые лампы высокой мощности или одновременно включают с оптикой противотуманки. Аккумулятор быстро теряет ёмкость из-за лишних дополнений. К сожалению, каким бы новым отечественный автомобиль не был, до иномарки ему далеко. Поэтому надо всегда стараться не нагружать систему электрики.
Ещё распространённые причины разрядки:
- кривая установка оборудования, связанного с электрикой;
- регулярная езда на 1 и 2 скорости;
- частое передвижение на короткие дистанции в пределах 30 км — при этом используется много электроприборов одновременно (мощная акустика, подогрев руля и сидений);
- холодная погода и отсутствие теплоизоляции капота авто.
Разряд аккума на «Ладе Веста» может вызвать блокировку дверей. Их невозможно открыть с помощью передатчика, но производитель учёл это. В салон можно попасть и при разряжённой АКБ. Вот что нужно для этого сделать:
- снять декоративную заглушку ручки, поддев её за пазик снизу каким-нибудь острым предметом;
- почистить мелкий сор, попавший на замок ветошью;
- смазать личинку специальным проникающим составом — на морозе отогреть замок или использовать оттаивающие спецсредства;
- открыть дверь ключом зажигания.
Внезапно севший аккумулятор в Весте, или как я общался с Lada Assistance
Хоть топовая у вас комплектации в цвете «Ред» или стоковая модель, если сел аккумулятор, то открыть машину с пульта становится невозможно. Сразу возникает вопрос, как открыть Весту если сел аккумулятор? Есть одно единственное решение – воспользоваться ключом. Для него в ручке автомобиля предусмотрена скрытая замочная скважина. После попадания в салон остается открыть капот и достать злосчастный АКБ.
Основные причины быстрой разрядки:
- транспорт эксплуатируется не на постоянной основе;
- в регионе вашего проживания зимой слишком низкая температура;
- изделие имеет заводские или приобретенные недостатки (брак).
22 Июл 2019
Однажды в Питере случился сильный отвесный ливень с грозой.
Само по себе, это событие не является чем-то уникальным, но именно после него в пять часов ночи сигнализация прислала мне сообщение о низком заряде аккумулятора.
Проснувшись утром, я это сообщение проигнорировал, списав на случайные флуктуации датчиков. Однако вечером этого дня меня ждал сюрприз в виде отказавшейся заводиться машины.
…с емкостью 62 Ампер-часа и пусковым током 600А. Как и всякий современный автомобиль, Веста оснащена большим количеством электрического оборудования.
Всевозможные датчики, навигатор, магнитола, видеорегистратор и другие дополнительные элементы, которые водителя часто устанавливают сами на свои машины, являются мощными потребителями энергии.
Поэтому владельцам автомобиля Лады необходимо внимательно следить за аккумуляторной батареей и не допускать ее разряда.
Если сел аккумулятор Весты, то первой проблемой, с которой сталкивается автовладелец, является невозможность открыть дверь с помощью передатчика. Производитель учел возможность возникновения такой ситуации, поэтому обеспечил возможность попадания в салон при разряженной батарее.
Поддевание декоративной крышки
Для начала следует снять декоративную заглушку. Снизу имеется пазик. Поддев с его помощью крышку ключом зажигания, ее можно снять
При выполнении демонтажа заглушки на морозе следует проявлять осторожность, так как пластик весьма хрупок и легко ломается
Варианты подъёма плотности АКБ
Ответ на вопрос, как повысить плотность электролита в аккумуляторе, прямолинейно зависит от причин возникновения прецедента и критичности снижения показателей. Если источник питания имеет явные повреждения, трещины и сколы, возможность восстановить его работоспособность минимальная, потому профессионалы рекомендуют не тратить время и деньги, купить новый агрегат. В ситуации, когда снижение плотности минимальное, дефектов на устройстве нет, критерии жидкости соответствуют норме, можно попробовать восстановить концентрацию раствора посредством специфической подзарядки устройства, с выполнением последовательных шагов:
- Осуществить зарядку агрегата слабым током до предельного максимума.
- Оставить устройство отстояться на период, не менее двенадцати часов.
- Повторить процедуру, заряжая АКБ под напряжением 14,6 вольта, током до двух ампер.
- После отстаивания аккумулятора произвести контрольный замер показателей.
Систематическое выполнение такой процедуры позволяет увеличивать плотность батареи до нормальных значений, при отклонениях всего на несколько сотых единиц. Критические отклонения от нормы или расхождения, сопровождающиеся параллельным снижением количества раствора в сотах, предусматривает более радикальные варианты решения проблемы. Если первый вариант корректировки не актуален, его применение не позволяет добиться рабочих показателей, применяют метод добавки электролита. Для проведения процедуры надо иметь аэрометр, грушу для отбора субстанции, мерную ёмкость и резервуар для отработанного раствора, корректирующий электролит и дистиллированную воду.
Процедура проводится согласно следующему инструктажу:
- С резервуара, в котором плотность ниже стандартной, отбирается раствор: чем больше, тем лучше. Производиться замер объёма отобранной жидкости, путём её залива в мерный резервуар.
- В банку аккумулятора добавляется новый электролит, объём которого должен равняться половине изъятой жидкости. Батарею необходимо аккуратно пошатать из бока вбок, избегая сильных наклонов, чтобы новый раствор перемешался с остатками жидкости.
- Измерить показатели. При потребности добавить ещё раз электролит в размере, эквивалентному четвёртой доли откачанной жидкости.
- Процедуру повторять до тех пор, пока коэффициенты не будут соответствовать стандарту, после чего недостаток жидкости восполняется дистиллированной водой.
- Аналогичные действия производятся со всеми сотами батареи.
После этих процедур аккумулятор оставляется на период не менее двух часов для отстоя, чтобы растворы в резервуарах стали однородными и ещё раз осуществляются замеры. Бывает так, что после контрольного замера исполнитель диагностирует расхождение плотности в сотах, превышающее сотую долю грамма на сантиметр кубический. Такая ситуация недопустима, требует поиска решения дилеммы, как выровнять плотность электролита в банках аккумулятора.
Выравнивают показатели посредством выпрямленного тока, номиналом ниже в два, а то и три раза ниже стандартного. Ответ на вопрос, как увеличить плотность в аккумуляторе, когда её показатели предельно низкие, не достигают критического норматива 1,18 или же электролит в секциях имеет явные визуальные недочёты, предусматривает выполнение процедуры по абсолютному обновлению жидкости АКБ. Для восстановления работоспособности устройства потребуется провести следующие манипуляции:
- Удалить жидкость из всех банок посредством груши, насколько это технически возможно.
- Закрыть пробки банок и поставить устройство так, чтобы появился доступ ко дну батареи, не переворачивая её.
- Просверлить в дне каждого резервуара небольшой проём, предварительно поставив под АКБ ёмкость для отработки.
- Открутить крышки банок и основательно очистить резервуары, путём сквозного пролива дистиллированной воды.
- Запаять дырки на основании посредством материала, устойчивого по отношению к кислоте.
- Заполнять банки, согласно описанному выше регламенту.
Правильно выполненные процедуры, при отсутствии механических повреждений на устройстве и целостности пластин, позволят продлить эксплуатационный период АКБ на несколько лет.
Приготовление раствора
Требуемый раствор можно приобрести в специализированном магазине или изготовить его своими руками. Для создания электролита потребуется:
Один литр дистиллированной воды
Важно использовать фильтрованную жидкость, так как даже незначительная концентрация сторонних примесей приводит к изменению плотности.
Серная кислота в количестве 0,36 литра. Приобрести ее можно только в специализированном магазине.
Все компоненты выливаются в пластиковую емкость, после чего перемешиваются. После этого полученный раствор закрывается крышкой и оставляется на сутки. Только после этого его можно заливать в аккумулятор для повышения показателя плотности.
Сухозаряженные аккумуляторные батареи
Суть сухозаряженных АКБ на 12в можно понять из названия. Они делаются на заводе так же, как и обычные аккумуляторы, но с единственным отличием – внутрь не заливается электролит.
Перед использованием придется произвести некоторые подготовительные мероприятия.
В частности, купить электролитическую жидкость в бутылках и залить в количестве, соответствующем емкости АКБ (см. таблицу выше). Далее нужно проверить уровень и плотность стандартным образом.
Итак, внутри АКБ находится электролит. Это токопроводящая жидкость, обеспечивающая работу аккумулятора. Автолюбителю требуется следить за ее уровнем и концентрацией. Если этого не делать, возможно появление проблем – вплоть до взрыва батареи.