Почему акб автомобиля не заряжается от генератора и как с этим бороться?

autovazremont › Блог › Не горит лампа АКБ, не идет зарядка ВАЗ-2107. Что делать?

Недавно, возвращаясь с работы, со мной возникла такая ситуация — при включении зажигания перестала гореть контрольная лампа заряда аккумулятора, сама зарядка пропала, а стрелка вольтметра показывала лишь уровень заряда АКБ.

Поэтому, кое-как добравшись до дома, решил выяснить причину и, порывшись в интернете, приступил к работе.

Для начала, немного теории: при работе двигателя подсевший аккумулятор заряжается постоянным напряжением в 13,6-14,2 В от бортовой сети автомобиля через генератор. Из-за разной частоты оборотов коленчатого вала двигателя для поддержания указанного напряжения в цепь возбуждения генератора включен регулятор напряжения (РР, «таблетка», «шоколадка»), которое при повышении напряжения в сети выше номинального уменьшает ток, идущий на обмотку возбуждения генератора. Намагничивание полюсов ротора уменьшается, что приводит к понижению его выходного напряжения. Поэтому причины того, что генератор не дает зарядку на аккумулятор, связаны с элементами «цепи возбуждения» или же цепи выходного напряжения «генератор-аккумуляторная батарея», включая и сам генератор.Когда включается зажигание, замок (14) включает и реле зажигания (13). При этом +12В от аккумуляторной батареи (1) проходят через контакты реле и предохранитель №10 монтажного блока, затем подаются в бортовую сеть и на вывод контрольной лампы заряда (11) аккумулятора и датчика зарядки в панели приборов (12). После этого они идут через диод, монтажный блок (10) (штекеры Ш5-Ш10), подаются на штекер «61» генератора и попадают на клемму встроенного РР (7) и через щетку и контактное кольцо на обмотку возбуждения (8) — производится стартовое возбуждение генератора (4). При увеличении частоты оборотов двигателя, а с ним и ротора генератора, фазовое напряжение возрастает, и оно через блок дополнительных диодов (3) повышает напряжение на обмотке возбуждения и на выходном диоде контрольной лампочки зарядки аккумулятора. При достижении выходного фазового напряжения до +12В на обеих выводах лампы АКБ напряжение выравнивается, и из-за отсутствия разности напряжений она гаснет (как при заводке автомобиля). При этом генератор вырабатывает напряжение больше 12В, которое заряжает АКБ через выход «30».

Таким образом, чтобы устранить проблему нам надо последовательно проверить все элементы системы начиная с элементов «цепи возбуждения» и заканчивая цепью «генератор-АКБ». Вооружаемся мультиметром, отверткой-индикатором или лампочкой с проводом, и начинаем:

Что делать если нет зарядки?

Если нету зарядки ВАЗ 2107, то есть напряжение на клеммах аккумулятора, как при включенном дальнем свете фар, так и при выключенном, не повышается при работающем двигателе и соответствует напряжению аккумуляторной батареи. Чаще всего напряжение даже снижается. Это свидетельствует об отсутствии питания на обмотке возбуждения генератора. Причиной этого может быть неисправность регулятора или потеря питания на нём. В этом случае первым делом контрольной лампой проверяем питание на проводе подключённом к регулятору напряжения или выводу 15 генератора, в зависимости от применённой схемы подключения.

На автомобилях выпуска после 1996 года необходимо при включенном зажигании соединить провод от клеммы 15 генератора с массой. При этом должна загореть контрольная лампа зарядки. Если питание есть, а на автомобилях выпуска после 96г. горит контрольная лампа, то снимаем регулятор напряжения с генератора и проверяем его исправность. Как это сделать описано в статье Проверка регулятора напряжения.

В случае отсутствия питания необходимо проверить на автомобилях до 1996 года выпуска, целостность предохранителя №9 в монтажном блоке. При его исправности проверить исправность провода от монтажного блока до регулятора напряжения, надёжность его соединений и наличие питания на выводе 3 колодки 11 монтажного блока. При отсутствии питания на клемме 3, проверьте целостность токопроводящих дорожек в монтажном блоке. На автомобилях выпуска после 1996 года, если не горит контрольная лампа, необходимо проверит её исправность и прозвонить цепь от неё до клеммы 15 генератора согласно приведённой схемы. При исправности регулятора напряжения и цепи возбуждения, необходимо снять и отремонтировать генератор.

Обслуживание генератора в целях профилактики

Ваз 2112 неисправности в генераторе

Для начала рассмотрим, как происходит обслуживание генератора:

  • В первую очередь, подразумевается очистка наружных поверхностей.
  • Обслуживание генератора заключается и в проверке крепления устройства к мотору.
  • В тщательной проверке надежности навесного оборудования с генератором и регулятором напряжения.
  • Проверить надо также приводной ремень генератора, ведь в случае слабого натяжения устройство нормально функционировать он не будет. Эту самую проверку рекомендуется проводить каждые 10 тысяч километров пробега.
  • Нужно также проверить состояние ремня генератора, на котором не должно быть никаких трещин или расслоений.

Ваз 2112 неисправность генератора

Проверяется состояние подшипников(см.Замена подшипников генератора на Ваз 2112 своими силами) этого устройства. Данная проверка подразумевает демонтаж ремня и вращение ротора рукой. Если в процессе обнаружатся заедания или люфт, а также щелчки или шум – подшипники придется заменять.

Ремонт генератора на ВАЗ 2104

На самом деле ремонт генератора автомобиля — не самое трудное занятие

Важно правильно снять и разобрать устройство, а замена перегоревших или износившихся деталей проходит на интуитивном уровне. Поэтому автолюбители и говорят о том, что ремонтные работы на Г-222 вполне под силу даже водителю, ни разу не разбиравшему генераторы

Снимаем генератор с машины

Для работы потребуется заранее подготовить минимальный набор инструмента:

  • рожковый ключ на 10;
  • рожковый ключ на 17;
  • рожковый ключ на 19.

После того как автомобиль остынет, можно приступать к демонтажным работам. Процедура сравнительно проста и не требует специфических познаний в сфере электрооборудования:

  1. Снять колесо с правой передней стороны транспортного средства.
  2. Убедиться, что машина надёжно стоит на домкрате.
  3. Подлезть с правой стороны и найти корпус генератора.
  4. Ослабить нижнюю гайку крепления, но пока не выкручивать её.
  5. Ослабить гайку на шпильке с верхней стороны, тоже пока не выкручивая ей.
  6. После этого можно сдвинуть корпус генератора на двигатель — таким образом ремень ослабляется, его можно без повреждений снять со шкива.
  7. Отсоединить провод, идущий от вывода генератора.
  8. Отключить проводку от обмотки.
  9. Снять провод от щёток.
  10. Выкрутить нижнюю и верхнюю гайки.
  11. Потянуть генератор на себя, снять его с кронштейна двигателя.

Видео: инструкция по демонтажу

Устройство может быть очень грязным, поэтому перед тем, как его разбирать рекомендуется протереть корпус. Ведь в процессе разборки пыль может попасть на внутренние детали и привести к короткому замыканию.

Как разобрать генератор

Дальнейший этап работы требует смены инструментов:

  • рожковый ключ на 19;
  • накидной ключ на 19;
  • трещотка (можно добавить удлинитель);
  • головка на 8;
  • головка на 10;
  • небольшой молоточек.

Перед разбором корпуса генератора необходимо также подготовить ёмкости, в которые вы будете класть мелкие детали (гайки, шайбы, винты). Можно даже подписывать, с какого механизма были сняты те или иные детали, чтобы потом легче было собирать генератор обратно:

  1. Первым делом нужно выкрутить четыре гайки на задней крышке.
  2. Далее снять шкив, для этого потребуется выкрутить гайку его крепления.
  3. После корпус можно разделить на две части. Одна часть легко выходит из другой. В итоге генератор распадается на статор с обмоткой и ротор.
  4. Снять шкив с ротора — обычно он выходит легко. В случае затруднений можно постучать по нему молотком.
  5. Вытащить из корпуса ротор с подшипниками.
  6. Статор разобрать на детали, стараясь не задеть обмотку.

Видео: инструкция по разборке устройства

Как отремонтировать генератор

После процесса разборки устройства потребуется тщательно осмотреть каждую деталь. Деталь нуждается в замене, если:

  • она покрыта налётом гари и копоти;
  • виден сильный износ;
  • на поверхности есть трещинки и зазубринки;
  • наблюдается деформация внешнего вида.

Соответственно, чтобы провести полноценный ремонт, нужно заменить вышедшие из строя механизмы генератора на новые. На ВАЗ 2104 сейчас довольно-таки сложно найти подходящие элементы, поэтому сразу же стоит оценить целесообразность ремонтных работ. Может быть, проще купить оригинальный генератор, чем тратить время на поиски необходимых запчастей?

В большинстве случаев целесообразно провести замену, а не ремонт генератора

Если же был выбран путь ремонта устройства, необходимо будет убедиться в том, что все составные части идентичны штатным элементам. Даже небольшое отличие детали от «родной» может привести к некорректной работе генератора и даже к его поломке.

Замену механизмов производить во время сборки устройства в обратном порядке.

Поломки генератора и их устранение

Если оказалось, что все оборудование установлено правильно, то следует начать проверять электрическую цепь генератора. Первое, что в данном случае нужно осмотреть — это контакты. Если они ослабли — их следует подтянуть, если окислились — зачистить. Такая, казалось бы, «мелкая неприятность» вполне может стать причиной того, что генератор очень плохо заряжает батарею (или даже совсем не заряжает).

После проверки контактов нужно проверить натяжение приводного ремня. Если он очень ослаб, то вполне вероятно его проскальзывание и крайне плохая передача вращения на вал генератора. После подтяжки ремня зарядка АКБ при работающем двигателе должна восстановиться.

Следующим пунктом проверки работоспособности генератора являются его графитовые щетки. Они, как и любые другие графитовые щетки на любом другом устройстве со временем истираются. Проверить их состояние можно просто визуально — если от щеток мало что осталось и они плохо контачат с ротором, значит их следует заменить новыми. После этого генератор должен вновь заработать.

Возможные причины неисправностей

Износ щеток

Если генератор не дает зарядку аккумулятору, то первое, что приходит в голову на автомобилях с достаточным пробегом – это износ щеток. В генераторах мало чисто механических узлов, которые влияют на его работоспособность – а щетки, постоянно трущиеся о коллектор, стираются.

По мере износа контакт ухудшается, соответственно падает и ток в обмотке ротора. Сначала генератор дает мало зарядки на низких оборотах, «просыпаясь» после перегазовки, затем отказывает полностью. Сами по себе щетки могут быть как отдельным узлом, так и сблокированным с реле-регулятором.

Извлекая щеточный узел из генератора, можно легко ощутить, насколько его можно выдвинуть, чтобы перестала ощущаться упругость пружин – это и будет остаточная рабочая длина самой длинной щетки

Обратите внимание, что чаще щетки изнашиваются неравномерно: со стороны крышки, где скапливается грязь и продукты износа щеток, щетка стирается быстрее. Это заметно и по наличию канавки на одном из колец

Сама по себе канавка не так страшна, если протерта ровно. Вот волнообразная, с резкими перепадами диаметра – прямое указание на замену контактных колец или ротора в сборе. На зарубежных генераторах встречается моноблочная конструкция, когда и диодный мост, и реле-регулятор, и щеточный узел – одно целое. Замена такого моноблока – дело недешевое, да и глупо это делать при износе одних щеток. Поэтому их перепаивают, подбирая подходящие от отечественных генераторов или электроинструмента.

Как происходит зарядка АКБ в ВАЗ 2107

Чтобы понять, как происходит процесс зарядки аккумулятора «семёрки», необходимо знать принцип работы генератора и разобраться в схеме соединений этих устройств.

Устройство, привод и характеристики генератора ВАЗ 2107

Автомобильная генераторная установка служит для обеспечения электроэнергией бортовой сети машины, а также для подзарядки АКБ при запущенном силовом агрегате. Конструктивно она состоит из следующих основных элементов:

  • корпуса с обмотками (статора);
  • якоря (ротора);
  • модуля преобразования тока (выпрямителя);
  • стабилизатора (регулятора величины напряжения).

    Генератор служит для обеспечения электроэнергией бортовой сети машины

Установка приводится в действие ремнём от шкива коленчатого вала.

На протяжении всей своей истории «семёрки» оснащались двумя типами генераторных агрегатов: 372.3701 и 9412.3701. Они имеют конструкцию и принцип работы, за исключением того, что у агрегата 9412.3701 лопасти вентилятора расположены внутри корпуса, а выпрямительный модуль — снаружи.

Таблица: основные технические характеристики генераторных установок ВАЗ 2107

372.3701 9412.3701
Номинальное напряжение, В 14 14
Ток при номинальном напряжении и оборотах якоря 5000 об/мин, А 55 80
Максимальная мощность, Вт 770 1120
Вес, кг 4,5 4,9

Рабочие показатели этих устройств сильно отличаются в плане величины вырабатываемого тока и выдаваемой мощности. Генератор 9412.3701 более производительный. Он применяется в инжекторных «семёрках», где бортовая сеть дополнена электронной системой управления двигателем.

Как работает генераторная установка ВАЗ 2107 и цепь генератора

Если не углубляться в теорию электротехники, генератор функционирует следующим образом. При повороте ключа в замке зажигания ток с аккумулятора через реле и сигнальную лампу заряда подаётся на возбуждающую обмотку статора. Одновременно с этим коленвал начинает крутить ротор. Во время вращения якоря в фазовых обмотках образуется электромагнитное поле, которое индуцирует переменный ток. Поскольку все электроприборы бортовой сети рассчитаны на постоянный ток, в конструкции установки предусмотрен полупроводниковый выпрямительный модуль. Величина выдаваемого генератором напряжения меняется в зависимости от оборотов коленчатого вала. Для его стабилизации используется специальный регулятор, сглаживающий скачки и падения и подающий в бортовую сеть машины напряжение, максимально близкое к номинальному.

Электрический ток, вырабатываемый генератором, подаётся на клеммы АКБ для её зарядки

Таким образом, при работающем двигателе генератор преобразует вращательный момент коленчатого вала в постоянный ток величиной в 55 или 80 А (в зависимости от типа устройства) и напряжением 13,9–14,5 В, необходимый для работы электрических приборов и зарядки аккумулятора. Ток поступает на плюсовую клемму аккумулятора через вывод «30» и отдельный провод, а «масса» установки соединена с минусовой клеммой АКБ.

Почему генератор ВАЗ-2110 не дает зарядку аккумулятору

В стандартной комплектации автомобиля ВАЗ-2110 предусматривается наличие аккумулятора, емкость которого составляет 55 Ач. Он достаточно хорошо держит заряд и может не требовать его пополнения в течение многих месяцев. Все дело в том, что все потери напряжения компенсируются за счет функционирования генератора

Если последний по каким-либо причинам вышел из строя, очень важно своевременно обнаружить неисправность и устранить ее. В противном случае генератор не дает зарядку аккумулятора ВАЗ-2110 и создает серьезную угрозу для всей системы электроснабжения автомобиля

Главные причины, из-за которых генератор не дает зарядку АК

Для выявления неполадок необходимо проводить диагностику как всей бортовой сети, которая может тянуть на себя слишком много энергии, так и самого генератора. Если вы делали тюнинг своего автомобиля, оснащая его дополнительным электрооборудованием, потребуется проверить уровень его энергопотребления и исправность.

Диагностика авто, позволяющая выявить проблему с зарядкой аккумулятора

Для начала нам потребуется проверить корректность работы индикатора заряда АКБ, расположенного на приборной панели. Вполне возможно, он просто показывает неверные данные, сбивая вас с толку и никакого серьезного ремонта не потребуется. Следующий важный шаг – проверка работоспособности предохранителя. Лучше сразу заменить его на заведомо исправное устройство и попытаться запустить двигатель. Если индикатор заряда сразу же гаснет, значит, проблема обнаружена и успешно решена.

Аккумулятор по-прежнему не заряжается? Попытаемся обнаружить утечку тока, если таковая имеет место. Для этой цели проверяем автомобиль на холодную, когда все его системы полностью отключены. Небольшая отдача напряжения в такой ситуации считается нормой, так как практически в любой машине можно обнаружить слабый контакт на некоторых участках цепи, выявить локальное замыкание. Если же утечка настолько велика, что генератор не способен давать зарядку аккумулятору, следует бить тревогу.

При отсутствии сильной отдачи тока проводим точно такую же проверку, но с подключением оборудования, установленного в процессе тюнинга. В этом случае причиной утечки будет именно оно. Самый простой способ решения проблемы – убрать все сторонние устройства.

Выявляем неисправности генератора

Вышеупомянутые проверки дают возможность быстро выявить неисправности элементов бортовой сети электроснабжения, короткие замыкания и прочие проблемы. Но если дело не в самой системе, потребуется диагностика генератора. В подавляющем большинстве случаев она выявляет одну из следующих проблем:

  • обрыв обмотки генератора. Он обнаруживается с помощью вольтметра, позволяющего измерить напряжение на выходе. Для устранения обрыва наружной обмотки достаточно осуществить пайку, внутренний же обрыв требует полной замены катушки;
  • замыкание между витками, выявляемое с помощью омметра. Генератор часто не может дать зарядку АКБ из-за повышенного сопротивления катушек;
  • недостаточный контакт между кольцами ротора и щетками. Основные причины этой проблемой – загрязнение деталей или ослабление пружин. В первом случае можно просто очистить поверхности щеток или колец, а во втором потребуется замена изношенных комплектующих;
  • замыкание на корпус, устраняемое либо качественной изоляцией генератора, либо заменой вышедшей из строя обмотки;
  • замыкание на корпус статора или плюсового зажима. «Лечится» установкой новых деталей;
  • растяжение ремня генератора, его сильное истирание или износ. В этом случае оборудование не только работает некорректно, но и сильно греется, благодаря чему можно быстро обнаружить проблему;
  • короткое замыкание в фазовой обмотке.

Еще одна довольно распространенная проблема – это выход из строя регулятора напряжения генератора. Данное устройство устанавливается для того, чтобы нормализовать ток, вырабатываемый агрегатом и подаваемый в бортовую сеть, поддерживать его в строго определенных пределах. Эксплуатация авто со сломанным регулятором категорически запрещается, так как существуют весьма высокие риски выхода из строя всего электрооборудования

Поэтому очень важно своевременно обнаружить проблему и устранить ее

Таблица потребления энергии разным оборудованием.

Заряд аккумулятора необходим в тех случаях, когда он берёт на себя часть нагрузки системы энергообеспечения. Сколько же энергии необходимо оборудованию в машине?

Габаритные огни и подсветка автомобиля ~40 ватт
Фары и противотуманные приборы с обеих сторон ~250 ватт
Вентилятор печки на максимальной мощности ~200 ватт
Кратковременная работа вентилятора охлаждения ~250 ватт
Обогрев заднего стекла ~150 ватт
Бензонасос и управление двигателем ~80 ватт
Магнитола (средний уровень звука) ~100 ватт

Таблица 1. Потребление электроэнергии в автомобиле дополнительным оборудованием.

Путём нехитрых подсчётов мы получим общее потребление 1070 ватт, что при переводе в амперы будет составлять примерно 90А. Такая нагрузка для многих автомобильных генераторов, а именно они первые принимают её на себя, находится на пределе возможностей оборудования. При достижении определённого порога, система передаст часть нагрузки на аккумулятор. Поэтому необходимо тщательно рассчитывать характеристики генератора и батареи.

ПОЧЕМУ НЕТ ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРА ВАЗ 2109?

Генератор и аккумулятор на ВАЗ 2109 — источники электрической энергии. Аккумуляторная батарея помогает запустить мотор, а также подпитывает потребители электрической энергии при неработающем двигателе. Основной инициатор напряжения в автомобиле — генератор. Он питает все приборы во время работы двигателя и при этом заряжает батарею.

Поэтому в большинстве случаев, если нет зарядки аккумулятора ВАЗ 2109, значит работа тандема генератор — аккумулятор нарушена. Искать причину разрядки нужно либо в самой конструкции генератора, либо на пути от него до АКБ. Иногда причина также в плохом контакте либо чрезмерном износе самого аккумулятора. Исправлять эту проблему необходимо срочно, поскольку силами батареи эксплуатировать автомобиль удастся считанные часы (в зависимости от ёмкости). Нужно выявить неисправность в звене источников тока и устранить её.

Не горит лампа

Рассмотрим теперь причины, по которым лампочка зарядки аккумулятора ваз 2110 не горит:

Мульти тестер

  • Если в вашем автомобиле присутствует контрольная лампа проверки работы генератора, то перед запуском двигателя, сразу при включении зажигания, лампочка должна гореть
  • Если она не горит, а остальные приборы при этом работают, тогда возможно она просто перегорела
  • Так же не исключаем обрыв в приводе возбуждения генератора, либо другая его неисправность
  • Если не работают остальные приборы на панели, это означает что пора проверить предохранители ваз
  • Если перегорает лампочка, тогда возбуждение генератора происходит через добавочное сопротивление, исходя из этого целостность лампочки, никак не повлияет на работу всей схемы заряда
  • Чтобы проверить работоспособность электрогенератора, а так же заряд аккумуляторной батареи нам понадобится мульти тестер (как на фото вверху)
  • Стрелочные тестеры требуют правильного соблюдения полярности, при их подключении, и чувствительны к падениям и ударам
  • Сначала давайте определимся с неисправным местом, разберемся, неисправен ли сам генератор либо контрольная лампочка с проводом
  • Быстрое определение требует отсоединить тонкий проводок от электрогенератора, который выходит от контрольной лампочки, и соединить его с землей (массой) автомобиля затем включить зажигание
  • Если загорелась лампа аккумулятора ваз 2110, тогда не исправен сам генератор
  • Среди возможных неисправностей встречаются такие как обрыв обмотки генератора, поломка реле регулятора напряжения, износились щётки либо контактные кольца якоря и далее
  • В случае, когда лампочка, контролирующая заряд не горит, необходимо проверить на исправность и лампочку и ее провода
  • Чтобы выполнить такую проверку не понадобится снятие приборной панели и вытаскивание лампы наружу, для того, что бы рассмотреть внимательно целостность ее нити
  • Достаточно будет соединить щуп мультиметра, включенного в режим вольтметра, с  корпусом автомобиля, а второй с отключенным проводом
  • К стати вместо мультиметра вы можете использовать контрольную лампочку мощностью около 1Ватт
  • В исправной цепи наш прибор покажет напряжение аккумулятора, а контрольная лампочка будет светиться в пол накала
  • Это означает, что перегорела лампочка контроля заряда
  • Если же показания вольтметра разительно отличается от напряжения на батарее, тогда возможно произошел обрыв цепи идущей от контрольной лампочки и до генератора
  • Когда лампочка контроля заряда не гаснет при работе мотора необходимо проверить исправность генератора
  • То же самое надо сделать, если горения лампочки идет в пол накала
  • Для проверки исправности генератора в любом случае нам необходимо будет проверить напряжение на аккумуляторных клеммах при работающем моторе
  • При проверке показания напряжения аккумулятора при рабочем генераторе будет в пределах нормы -13,5 – 14,5Вольт
  • Проверку следует производить при средних оборотах мотора и при включенных фарах на дальний свет
  • Кроме этого горение лампы контроля заряда, при работающем моторе, в пол накала может быть обусловлено утечкой тока через какой-то один из нескольких дополнительных диодов в выпрямительном мосту
  • Либо из-за неисправности диода, расположенного в щитке приборов
  • Генератор при этом работает нормально и не требует ремонта
  • Теперь мы разобрались, почему горит или тухнет лампочка аккумулятора ваз 2110, выявление неисправностей не составит вам труда, а правильно обнаруженная причина – залог успешного ремонта. Дополнительно предлагаю воспользоваться видео материалами по интересующей проблеме.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: