Высоковольтные провода зажигания: устранение неисправностей

Какое должно быть сопротивление проводов зажигания?

ВВ провода (высоковольтные) служат посредниками между катушкой зажигания и автомобильными свечами по ним проходит необходимый для запуска машины импульс. Они рассчитаны на высокое напряжение и покрыты специальным изоляционным слоем, обеспечивающим минимальную потерю значения импульса.

Нормальное сопротивление высоковольтных проводов зажигания обязательно будет пропорционально длине элемента. То есть, фактически, чем больше элемент, тем большим значением сопротивления он может обладать.

Также есть руководства, где указано, что оптимальное сопротивление должно равняться 5 КОм +/- 1. На автофорумах можно найти информацию, что данное число на практике возрастает до 8-12 КОм. В случае обрыва провода сопротивление сильно возрастет.

От чего зависит сопротивление:

  • Модель и мощность автомобиля
  • Технические характеристики провода

Для новых и исправных проводов в большинстве случаев оптимальными станут значения 7,5-10-11-14.

В любом случае сопротивление проводов высокого напряжения машины для разных авто будет различным и нужно руководствоваться мануалом. Также показатель напрямую зависит от выбранного производителя проводов.

Вот примеры разницы показателей деталей разных производителей (в КОм):

  • «Тесла» – 6;
  • «Карген» – 0,9;
  • «Слон» – 4-7;
  • «ПроСпорт» – стремится к 0.

Общие советы при подключении высоковольтных проводов.

Укладка проводов. Не старайтесь подключить провода в связке. Разберите жгуты проводов, освободите провода из пластиковых держателей. Соедините высоковольтные выводы с соответсвующими свечами цилиндров. Прокладывайте провода так, чтобы они не терлись друг о друга, части мотора, шланги. Не допускайте резких перегибов и натяжки проводов. После подключения всех проводов зафиксируйте их в жгут специальными гребенчатыми держателями, входящими в комплект поставки.

Порядок подключения в/в проводов на ВАЗ карбюратор (2108, 2109, 21099)

Центральный провод с крышки трамблера всегда идет на катушку зажигания (бобину).

Вывод крышки трамблера, который смотрит в сторону передка машины, соединяется с первым цилиндром.

Вывод крышки трамблера, смотрящий вниз, соединяется с третьим цилиндром.

Вывод крышки трамблера, смотрящий назад, соединяется с четвертым цилиндром.

Вывод крышки трамблера, смотрящий вверх, соединяется со вторым цилиндром.

Порядок подключения высоковольтных проводов на ВАЗ Классика, Нива с карбюратором и трамблером.

Центральный провод от катушки зажигания (бобины)

Инжекторные ВАЗ выпуска до 2004 года с модулем зажигания старого образца (4-контактный низковольтный разъем)

Инжекторные ВАЗ выпуска после 2004 года с катушкой зажигания нового образца (3-контактный низковольтный разъем)

Как и на модулях зажигания старого образца, на новых катушках тоже обозначено соответсвие выводов цилиндрам. Но порядок подключения отличается от порядка на модуле зажигания старого образца. Будьте внимательны.

На автомобилях ВАЗ 2105, 2107 устанавливается контактная (батарейная) система зажигания. Контактная так как работа всей системы основана на размыкании-замыкании контактов прерывателя в трамблере. В отличие от аналогичной контактной системы зажигания автомобилей 2101-2106 на ВАЗ 2105, 2107 применена коммутация проводов низкого напряжения через монтажный блок предохранителей.

Элементы контактной системы зажигания

1. Генератор

Выдает электрический ток определенного напряжения в систему зажигания при работе двигателя.

2. Аккумуляторная батарея

Снабжает генератор электрическим током, обеспечивает пуск двигателя.

3. Монтажный блок предохранителей и реле

Коммутирует провода низкого напряжения системы зажигания.

4. Катушка зажигания

Прерыватель распределитель Р-125В или 30.3706. Прерыватель механически размыкает цепь тока низкого напряжения (12 В), что служит сигналом для катушки зажигания генерировать ток высокого напряжения.

6. Замок зажигания

Замок (выключатель) зажигания замыкает электрическую цепь системы зажигания, тем самым давая току низкого напряжения попасть с генератора на катушку.

7. Высоковольтные провода (бронепровода)

Передают электрический ток высокого напряжения от распределителя к свечам зажигания.

8. Свечи зажигания

Выдают электрическую искру в момент наступления такта сжатия в определенном цилиндре двигателя.

9. Конденсатор.

Конденсатор усиливает искру, предотвращает обгорание контактов.

Примечания и дополнения

Высоковольтные провода автомобилей ВАЗ является одним из важнейших элементов в системе зажигания. Именно провода передают высокое электрическое напряжение от модуля к свече зажигания.

Неисправность проводов отражается не только на формировании искры, но и на работе всей силовой установки. В данной статье речь пойдет о том, как правильно выбрать и самостоятельно заменить высоковольтные провода на автомобиле ВАЗ.

Ниже рассмотрен порядок подключение проводов к модулю зажигания, а так же приведены примеры самых качественных и лучших проводов, которые можно приобрести по соотношению цена и качество.

Какие требования предъявляют к свечным проводам?

Любой проводник имеет определенный срок службы. Если кабели уложены в жгут, имеют наружную оплетку и закреплены стационарно (защита от вибрационных нагрузок), период эксплуатации равен продолжительности жизни автомобиля. Другое дело – высоковольтный провод катушки зажигания. Он находится в эпицентре неблагоприятных условий: вибрация, высокая температура (а также перепады в зимнее время), пары бензина, поэтому к качеству изоляции высоковольтных проводов и к сердечнику предъявляются высокие требования:

  • Жилы бывают исключительно медными (как известно, этот материал обладает наименьшим сопротивлением), а вот защитный слой может быть силиконовый или резиновый. Остальные материалы изоляции хоть и обладают хорошей защитой, но недостаточно мягкие. Еще одно требование к высоковольтным проводам – эластичность. В противном случае, от постоянной вибрации поверхность просто растрескается;
  • Толщина оболочки – это поиск компромисса. Если произойдет пробой высоковольтных проводов, искра будет образовываться между центральной жилой и корпусом мотора. До свечи напряжение не дойдет, но и наличие искрящего проводника в подкапотном пространстве, мягко говоря, не полезно для авто. Обратная сторона медали – слишком толстый провод неудобен в монтаже, он неэластичный, что затрудняет укладку и обслуживание;
  • Длина высоковольтных проводов – еще одна головная боль производителя. Из закона Ома известно: чем короче проводник, тем меньше потерь для электрического тока. В автомобиле не так просто разместить все взаимодействующие узлы рядом друг с другом. Установка катушки зажигания над свечными колодцами – хорошо для электриков, но плохо для компоновщиков. К тому же, желательно, чтобы кабели были схожей длины, поэтому схема подключения высоковольтных проводов тщательно рассчитывается, и заменить кабели на универсальные означает нарушить режим работы всей системы зажигания на авто.

ОСОБЕННОСТИ ПОДКЛЮЧЕНИЯ

Порядок подключения высоковольтных проводов должен быть строго последовательным, поскольку каждому цилиндру движка соответствует определенное гнездо на модуле зажигания. Учитывая, что на корпусе модуля зажигания присутствует нумерация гнезд, риск что-либо перепутать минимален.

Порядок подключения высоковольтных проводов ВАЗ 2114 инжекторного типа зависит от года выпуска вашего автомобиля. На четырнадцатые до 2004 года устанавливались 4-ех контактные модули зажигания, на автомобили после 2004 года – 3-ех контактные катушки.

Схема подключения высоковольтных проводов ВАЗ 2114 к модулю зажигания (до 2004 г.в) выглядит следующим образом:

Схема подключения для ВАЗ-2114 с катушками зажигания (после 2004 г.в):

На картинках вы можете увидеть номера посадочных гнезд. К каждому номеру должен быть подключен соответствующий цилиндр (нумерация цилиндров считается слева направо).

Чтобы правильно поставить высоковольтные провода на ВАЗ 2114 придерживайтесь следующего алгоритма действий:

  1. Выключаем зажигание. Открываем капот и снимаем клеммы питания с АКБ;
  2. Снимаем старые ВВП с посадочных гнезд на модуле и цилиндрах;
  3. Вспоминаем расположение высоковольтных проводов ВАЗ 2114 и подключаем новые ВВП согласно схеме. Не лишним будет перед заменой эту самую схему от руки изобразить на бумаге, чтобы ничего не перепутать;
  4. Подключаем питание к АКБ и что бы проверить, все ли мы сделали правильно, заводим движок.

Выполняя монтаж проводки не пытайтесь соединить отдельные ВВП друг с другом пластиковыми хомутами, для этого необходимо использовать гребенчатый держатель, который идет с ними в комплекте. Тонкий хомут может с легкостью перетереть изоляционное покрытие. Также следите, чтобы ВВП не перегибались.

Подключение бронепроводов на ВАЗ 2115 и 2113 выполняется аналогичным образом.

Sn00pi › Блог › Как проверить ВВ провода? Поиск неисправностей.

Как проверить высоковольтные провода зажигания?

Автомобильные высоковольтные (ВВ) провода играют важную роль для ДВС, поскольку с их помощью происходит передача высокого тока от катушки зажигания на свечи зажигания. От исправности и эффективности проводов зависит своевременность и интенсивность воспламенения топливно-воздушной смеси, а значит — правильная и бесперебойная работа двигателя. Несмотря на свою простоту, провода имеют множество различных «болячек» и могут доставить кучу неприятностей своему владельцу, которые так или иначе отразятся его на нервах и кармане.

Неисправности высоковольтных проводов (распространенные болячки):

Как правило, неисправность сводится к тому, что ток либо вовсе не поступает на свечу, либо поступает, но в ограниченном количестве. Происходить это может по следующим причинам: — Произошел разрыв токопроводящей жилы, по которой идет импульс. — Есть утечка тока, то есть изоляция повреждена и ток бьет на сторону. — Сопротивление превышает допустимое значение. — Проблемы в контактах (со свечой или катушкой зажигания).

В случае разрыва токопроводящей жилы возникает эффект внутренней искры, другими словами — образуется электрический разряд между концами разорванного провода, которое снижает напряжение и становится причиной электромагнитного паразитического импульса. Этот импульс, в свою очередь, негативно влияет на правильность работы многих датчиков автомобиля. Один такой поврежденный высоковольтный провод может стать причиной вибрации и перебоев в работе двигателя. Из-за поврежденного высоковольтного провода воспламенение в цилиндре происходит с опозданием или через раз, в итоге нарушается синхронная работа цилиндров и двигателя в целом.

Как проверить высоковольтные провода? Эффективные способы:

Прежде всего необходимо проверить ВВ на предмет отсутствия видимых повреждений (трещины, переломы и т. д.). Убедитесь в отсутствии пробоя, это можно определить даже без приборов, достаточно заглянуть под капот в темное суток, в случае пробоя во время работы двигателя будет видна искра на ВВ проводе. Проверить высоковольтные провода можно при помощи провода. Для этого нужно в темное время взять кусок провода и зачистить его с двух сторон. Затем один конец нужно замкнуть на «массу» (корпус машины), а вторым кончиком провести по всей длине ВВ проводов, а также стыкам, колпачкам и т. д. В местах пробоя будет образовываться искра.

Это интересно: Что делать, если ваше авто угнали?

Можно также проверить сопротивление высоковольтных проводов, для этого вам понадобится мультиметр. — Включите режим омметра. — Снимите провод со свечи первого цилиндра и катушки зажигания. — Подключите электроды мультиметра к концам провода и посмотрите на показания.

В исправных проводах сопротивление должно варьироваться в пределах от 3,5 до 10 кОм, в зависимости от типа самых проводов. Информация о сопротивлении указана чаще всего на изоляции высоковольтных проводов. Проверьте каждый провод, разброс между ними не должен превышать — 2-4 кОма. В случае большого разброса замените провода. Кстати, они меняются комплектно, то есть все вместе.

В завершении вашему показанию сопротивления наиболее популярных высоковольтных проводов: Tesla — 6 кОм Slon — от 4 кОм до 7 кОм (4 кОм — 1-й цилиндр и до 7 кОм — на последнем цилиндре) ProSport — почти нулевое сопротивление Cargen — 0,9 кОм

Примечание! Сопротивление высоковольтных проводов варьируется в зависимости от длины, толщины, а также материала из которого изготовлены провода.

Как часто нужно менять провода у свечей зажигания?

Свечи зажигания обеспечивают бесперебойное электричество необходимое для горения, путем зажигания распыленного топлива в цилиндрах двигателя.

Однако, для этого им необходим постоянный запас электроэнергии. Автомобильные свечи зажигания, вилки, провода со временем изнашиваются. Как только они начинают изнашиваться, электрический заряд, посылаемый к свечам зажигания, не всегда доходит качественно, что создает проблемы с работой двигателя, включая грубые холостые обороты, глохнуть начинает и другие проблемы.

Как часто вы должны менять провода свечи зажигания

Там нет единого правила, которое регулирует все транспортные средства. Для начала, уже в новых автомобилях уже убрали провода и заменили новыми катушками, эта категория людей может спать спокойно :). Но некоторые автомобильные бренды все таки не могут отойти от проводов, которые могут работать намного дольше, чем когда либо.

В большинстве случаев срок службы ваших проводов должен не должен превышать 50 000 км на это рассчитаны медные свечи зажигания. Однако есть и другие факторы:

Порвались : возможно повреждение проводов свечей зажигания. Если изоляция нарушена или имеется внутренний разрыв, вам необходимо заменить провода, даже если еще не время не пришло.

Езда на большие дистанции : высокая производительность и особенно по не ровной поверхности негативно влияет на длительный срок службы проводов да и в целом на автомобиль, а некоторые типы высокопроизводительных свечных проводов могут нуждаться в относительно частой замене (каждые 50 000 -65 000 км).

Сопротивление: Возможно, лучший способ определить, нужно ли заменить провода свечей зажигания, — это проверить их сопротивление. Для этого вам понадобится омметр, и вы должны будете знать, каково было первоначальное сопротивление проводов. Проверьте каждый провод и найдите уровни сопротивления выше, чем при первоначальной установке, а также более высокое сопротивление в отдельных проводах (что указывает на неисправный провод).

В то время как современные автомобили не нуждаются в регулярном сервисной проверке, как в карбюраторных автомобилях, они нуждаются в регулярном техническом обслуживании, и если не придавать им должного значения — свечи в конечном итоге выйдут из строя. Поэтому рекомендую по чаще заглядывать под капот своего железного коня

Как узнать причину и признаки неполадки и определить работоспособность

Чтобы понять наверняка, что за неисправность наблюдается в автомобиле, производится проверка катушки зажигания и замеры сопротивления в проводке. Это можно выполнить простыми и доступными способами, в том числе мультиметром.

Во-первых, следует заглушить мотор и дождаться его остывания. Все действия легко выполнить своими руками.  Чтобы найти признаки пробоев в работе, следует открыть капот и найти под ним катушки зажигания. Местонахождение их (расположение, распиновка) зависит от модели и марки производителя, и если вы не можете их обнаружить, то следует посмотреть информацию в документах на автомобиль. При отсутствии такой документации рекомендуется обращение к специалисту, который выполнит проверку и произведет замеры сопротивления тока, а также выполнит другие действия мультиметром.

Во-вторых, следует отключить от свечи высоковольтный провод. Как правило, кабель проходит к каждой из них, и расположение их найти легко. Чтобы избежать получения травмы, работая своими руками, необходимо использовать средства индивидуальной защиты.

В-третьих, свечи необходимо демонтировать с применением специального устройства

На этой стадии важно не допустить, чтобы в отверстие попал мусор либо другие, не предназначенные для этого, предметы. В противном случае, возможно возникновение неполадок и пробоев в  работе в дальнейшем, влияющих на работоспособность двигателя (сопротивление, ток,  и т.д.)

В-четвертых, кабель требуется обратно подключить к свече. Ее следует присоединить к распределителю, однако нет необходимости вкручивать ее в двигатель. Удерживать ее достаточно изолированными плоскогубцами.

Затем, когда подключение кабеля будет выполнено, следует обеспечить прикосновение резьбового участка свечи к металлической оголенной поверхности.

После выполнения всех вышеуказанных действий понадобится помощь другого лица. Помощник должен выполнить в машине включение свечей зажигания. В случае исправности всех систем в структуре автомобиля, свеча будет находиться под напряжением.

Кроме того, если ремонт катушки зажигания не требуется, и все системы находятся в рабочем состоянии, свеча должна отображать видимые искры. Они будет хорошо заметными даже в дневное время. В противном же случае, если искру не пробивает по-прежнему, то потребуется производить замену катушки зажигания, либо же замену свечей.

Как только вы завершите все проверочные процедуры, следует собрать и подключить систему обратно в порядке, противоположном вышеуказанному.

Крепление катушки зажигания

Что еще нужно помнить

В процедуре ремонта либо замены катушки зажигания можно получить консультацию специалиста. Процедура это не представляет особенной сложности, но необходимо иметь определенный опыт и соответствующие навыки. Если вы ранее не занимались подобными работами, лучше не пытаться это делать в первый раз самостоятельно. Лучше обратиться за помощью к профессионалам, которые могут сделать правильные расчеты, в т.ч. мультиметром.

Для того, чтобы система зажигания автомашины долгое время оставалась в рабочем виде, следует постоянно проходить техническое обслуживание, как и рекомендуют делать производители. В обязательном порядке периодически необходимо выполнять замер сопротивления высоковольтной проводки. Такую работу с легкостью выполнит любой опытный механик.

Проверка искры

Если в проводах сопротивление излишне высокое, это может преждевременно вывести катушку зажигания из строя. Когда происходят пропуски зажигания, световой индикатор начинает подсвечиваться и выдавать подсказку проверить двигатель. Когда это происходит, в первую очередь проверять нужно катушку зажигания.

Чтобы избежать весьма недешевого ремонта в последующем, автомашину с плохо работающей системой зажигания лучше не эксплуатировать. В противном же случае, может потребоваться не только заменить и подключить новую катушку, но и более дорогостоящие механизмы – бегунок либо замок зажигания.

Стоимость замены катушки зажигания зависит от разных факторов.  В первую очередь, это модель и год выпуска вашего транспортного средства. Чтобы примерно представить себе эту сумму, следует поискать в сети информацию относительно вашей автомобильной марки.

Пропала искра В ВАЗ-2107,карбюратор,бесконтактное зажигание

Пропала искра В ВАЗ-2107,карбюратор,бесконтактное зажигание

  1. такая же хрень не могу завестись. сначала карб. почистил не поступало топливо в камеру из слоника. завелась на подсосе попытался проехать не фига не хватает компрессии глохнет. думал отрегулирую холостой вообще заглохла. пропала искра.
  2. Та же история, сменил датчик холма/коммутатор и бабину, проверил замок зажигания, реакцыи 0! Решения ещ не нашл!

Эстонская Черепаха, датчик Холла не ставится там, где тромблер. Его применяют при бесконтактной системе зажигания. А в троблере контакты стираются со временем, когда-нибудь он отказывает в самый неподходящий момент. Может, карбюратор переливает. Поплавковая камера не должна быть полная. Уровень бензина регулируется подгибом язычка у поплавка, посмотрите в книжке. Там миллиметры имеют значение. Посмотрите игольчатый клапан, скорее всего, пора его менять. Может, ремень ГРМ, проверьте. У меня тоже однажды вдруг машина перестала заводиться. Поменяла коммутатор, свечи, много еще чего.. . а оказалось, ремень ГРМ порвался.

Неисправность в схеме эл. зажигания коммутатор, датчик холла бабина. Проверяется это очень просто берете простую контрольку (лампочка с проводом) включаете зажигание и проверяете наличие напряжения на бабина=12в на обоих клемах далее отключаете разъем с датчика холла и подключаете контрольку к масе и среднему выводу разъема идущему к коммутатору (зеленый провод) в этот момент должна быть искра на центральном ВВ проводе, если нет неисправность в коммутаторе, если есть проблема в датчике холла. Успехов

Ха. у нас тоже чел позавчера у дома копался с шестеркой. Оказалось сигналка глюканула и заблокировала зажигание. Скинул клемы на ночь-с утра завелась.

Датчик Холла мог сдохнуть или коммутатор

Нужно проверить контрольной лампой при включеном зажигании поступает питание на катушку зажигания или нет. Один провод лампы на любую клемму катушки. а другую на массу. Попробовать поменять комутатор. Проверить колодку, которая вставляется в комутатор, в ней бывает контакты слабнут.

Причины

Чтобы определить, что проблема именно в катушке индуктивности, можно понаблюдать за поведением авто. Если катушка зажигания искрит, то машина ведет себя следующим образом:

  • Резко снижается интенсивность работы мотора;
  • Начинают проявляться проблемы с запуском двигателя;
  • Заметное снижение оборотов, а во время холостого хода вообще обрыв работы;
  • Ярко выраженное увеличение расхода топлива, которое не возможно не заметить.

Каждой поломке соответствует какая-то причина.

Когда катушка зажигания искрит или пропадает искра, то грешить можно на следующие причины:

  1. Сигналы тока, предполагаемые для катушки индуктивности не поступают на нее или очень слабый сигнал;
  2. Топливо не проходит в карбюратор;
  3. Трамблер не получает ток, который должен приходить к нему от катушки индуктивности;
  4. Отсутствует искра, также она не проходит между электродами свечи;
  5. Топливная жидкость не попадает в камеру сгорания;
  6. Распределитель зажигания пришел в непригодность или сломался.

Как правило, указанные выше проблемы являются первоначальными признаками того, что катушка зажигания искрит. Что же, необходимо тщательно изучить и понять их природу.

Установил ВВ провода с нулевым сопротивлением, как изменилась работа мотора

Многие помнят еще по советским автомобилям, что высоковольтные провода у них имели хорошую медную жилу. Однако им на замену пришли модные провода с графитовым сердечником и силиконовой изоляцией в несколько слоёв. Многие хвалили эти провода – не дубеют, изоляцию не пробивает, радио работает без помех и так далее.

Но, как принято говорить “новое это хорошо забытое старое”. В сети начали активно продвигать идею установки высоковольтных проводов нулевого сопротивления. Люди начали писать о том, что вот, сопротивление меньше, искра лучше, машина прет, топливо даже не нюхает, только смотрит на него, двигатель шелестит, монета 10-ти рублевая стоит на ребре и не падает. Я тоже поддался этой идеи, с большим трудом в агентстве рекламы нашел тогда в продаже на метраж кабеля ПМВК и собрал себе (на тот момент для ВАЗ-2115) комплект проводов нулевого сопротивления.

Прежде чем описывать эмоции от замены, предлагаю немного физики. Чтобы на свече появилась искра, необходимо пробить расстояние между электродами. Соответственно, необходимо запасти столько энергии в катушке зажигания, сколько её необходимо для пробоя и для поддержания горения искры.

Сопротивление зазора между электродами около 60 000 кОм, сопротивление нормального ВВ провода должны быть около 5 кОм, также внутренне сопротивление имеет модуль зажигания около 6 кОм (на инжекторе) и резистор в трамблере (сопротивление около 6 кОм), если речь идет о карбюраторе, также дополнительный резистор может стоять в свече зажигания — это еще около 5 кОм. На фоне 60 000 кОм дополнительные 5-10 кОм не сыграют большой роли в работе исправной системы зажигания. Куда важнее в данном вопросе состояние зазора у свечей, он не должен быть слишком большим или слишком маленьким.

Более того, находил как-то давно исследования свечей с резисторами и без, где опытным путем производитель доказывал, что расход топлива с такими свечами даже меньше, но в случае работы на напряжении менее 9 вольт (допустим перестал работать генератор) данные свечи начинали работать немного хуже.

Сделать провода нулевого сопротивления не сложно, особенно учитывая, что сейчас в продаже есть кабель с медной жилой, но в силиконовой изоляции, которая не дубеет на морозе, а провода остаются максимально подвижными. Цена получается крайне гуманной, если сравнивать с проводами Тесла, Слон и прочими, а качество зависит напрямую от прямоты рук.

Лично я не заметил абсолютно никакой разницы, при условии, что стояли свечи А17 ДВРМ (с дополнительным резистором). Автомобиль был абсолютно исправным – хороший АКБ, новый стартер, свечи менялись раз в 20 тысяч. Никакой разницы при запуске зимой, в жару, в снег, в дождь, также не было разницы в расходе топлива и в мощности ДВС. Поначалу казалось, что двигатель ровнее работал, но это скорее эффект плацебо не более того. Верить в какое-то чудо считаю бессмысленно, однако преимущество есть.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: