Ранняя диагностика, как способ избежать серьезных проблем
Самостоятельно распознать, что бендикс работает неправильно не составит труда даже для неопытного водителя. К числу верных признаков проблем с обгонной муфтой следует отнести следующие:
Симптомы достаточно характерны, и перепутать их с чем-то практически невозможно. Следует понимать, что, если своевременно не устранить данную неисправность обгонной муфты, стоимость которой невелика, можно потерять и сам стартер, заплатить за который придется куда более внушительную сумму.
Важно! если при попытке запуска мотора стартер не жужжит, а издает резкий скрежет, за самостоятельный ремонт этого узла лучше не браться, а отогнать авто в ближайший сервис, что сэкономит время и средства
Редкие ситуации
Случаются они заметно реже тех, что мы описали выше. Но исключать их ни в коем случае не стоит.
Изучив представленные ниже ситуации, сравните их с поведением вашего пускового устройства и автомобиля, который перестал крутить или щелкает, но не крутит.
- При инжекторном двигателе в морозную температуру около -20 градусов по Цельсию все приборы функционируют. Это говорит о том, что аккумуляторная батарея полностью заряжена. При этом стартер почему-то крутить отказывается. Ваши действия:
- Если при попытке завести двигатель щелчков нет, проверьте состояние предохранителя, проводки и втягивающего реле;
- При наличии щелчков наиболее вероятным источником проблем является втягивающее реле. Оно подлежит замене.
- В течение всего дня двигатель нормально заводился, а вечером вдруг перестал нормально работать. При повороте ключа в замке зажигания наблюдается только щелчок, но стартер не крутится. При попытке завести мотор несколько раз подряд раздается несколько щелчков. Ваши действия: Зарядите аккумуляторную батарею;
- Обожмите, зачистите и потуже затяните контакты на стартере и аккумуляторе;
- Если первые два пункта не дали результата проверьте саму батарею. Для этого проволокой замыкаются ее контакты. При исправной АКБ появится искра, плавящая проволоку;
- Подключите плюс от аккумулятора прямо на втягивающее реле. Если стартер молчит, замените стартер.
АКБ автомобиля
- В течение дня автомобиль заводился без проблем. Но после простоя в несколько минут попытки завести машину завершаются провалом. Поворачивая ключ, реле срабатывает, но стартер упорно не хочет крутиться. Замкнув два болта втягивающего реле, все завелось. Доехали до пункта назначения, остановились, выключили двигатель. При повторной попытке завестись та же ситуация. Только замыкание болтов уже не действует. Ваши действия:
- Разберите корпус пускового устройства;
- Проверьте состояние щеток. Высока вероятность того, что они полностью стерлись. Отсюда такой эффект;
- Замените щетки на новые. Это дешевле, чем полностью менять агрегат.
- Стартер не крутит. При попытке замкнуть его только возникает шум, как при работе дрели. Двигатель при этом не подает признаков жизни. А вот с толкача завести удалось без проблем. Ваши действия:
- Убедитесь, что ваш стартер исправен;
- Если с ним все в порядке, отправляйтесь в монтажный блок, проверяйте предохранители;
- Также изучите состояние замка зажигания. Не исключено, что проблема с ним;
- Не забудьте обязательно проверить проводку на наличие разрывов, замыканий;
- Проверьте состояние контактов. Не редко минус не поступает на реле стартера только по банальной причине окисления или обгорания провода.
Рекомендуем: Антифриз или тосол, что лучше заливать и чем отличаются
Разобравшись в причинах отказа в работе стартера, можно своими силами вернуть устройство к жизни. Не спешите выбрасывать старый стартер и покупать новый. Практика владельцев ВАЗ 2109 показывает, что частичный ремонт, а порой и простая чистка устройства, дает возможность на длительный срок возобновить функциональность одного из главных элементов системы зажигания.
Проверка втягивающего реле
Проверить работоспособность данного элемента не так уж и сложно. Причем проверить его можно даже не снимая стартер с авто. Для примера, возьмем автомобиль ВАЗ-2110.
Итак, стартер на этом авто не срабатывает. Для начала нужно проверить проводку, идущую к нему на наличие обрыва.
Если с проводкой все в порядке, нужно узнать, срабатывает ли вообще тяговое реле.
Для этого можно попросить кого-то повернуть ключ зажигания, а самому слушать, есть ли щелчок срабатывания. Если он отсутствует – оно неисправно и нужно его менять.
Если же щелчок срабатывания имеется, но сам стартер не крутит – возможно, что реле не срабатывает из-за подгорания контактных пластин.
Проверить так ли это, можно при помощи обычной отвертки. С реле отсоединяется клемма, идущая от замка зажигания.
Далее отверткой замыкаются клемма, идущая от АКБ, с клеммой, идущей на стартер – получается прямая передача электроэнергии на электродвигатель, минуя реле. Если он заработал – искать причину нужно в реле.
Можно и проверить напряжение, идущее на стартер мультиметром, но это скорее даст понять, проблема заключается в стартере или же в проводке и АКБ.
Для этого мультиметр, подсоединяется к плюсовой клемме втягивающего реле, к которой подводится напряжение от АКБ. Другой минусовой провод мультиметра подсоедините к массе.
Далее кто-то должен повернуть ключ зажигания в положение запуска. Напряжение, на дисплее мультиметра должно соответствовать 12 В.
Если оно ниже – возможно батарея попросту разряжена и ее энергии не хватает на запуск двигателя, но при этом ее заряда хватает для срабатывания реле, а вот уже на вращение ротора энергии недостаточно.
Читайте по теме: Как проверить стартер и втягивающее реле.
Проверка втягивающего реле стартера
У втягивающего может быть несколько поломок. Их можно устранить только после того, как устройство будет отсоединено от мотора. Но прежде чем это сделать, нужно провести несколько простых процедур. Они могут устранить «симптом», очень похожий на выход из строя стартера.
Итак, вот эти простые шаги:
- Проверяем зарядку аккумулятора – если стартер щелкает, но маховик не проворачивается, значит, просто не хватает энергии;
- Электричество может не поступать на клеммы из-за окисления на выводах аккумулятора или других местах соединения проводов. Окисление удаляется, а зажимы более прочно фиксируются;
- Проверить реле стартера – исправно ли оно.
Если неисправность не была устранена этими действиями, механизм снимается с машины.
Порядок демонтажа стартера
Вначале автомобиль нужно загнать на яму, поднять на подъемнике или завезти на эстакаду. Так легче будет добраться до крепления стартера, хотя у некоторых автомобилей подкапотное пространство настолько велико, что доступ к стартеру возможен даже сверху.
Сам стартер снимается довольно легко. Вначале следует открутить контактные провода (при этом их необходимо пометить, чтобы не спутать полярность). Далее откручиваются крепежные болты, и устройство уже находится в руках.
Как проверить втягивающее реле стартера
Функциональность втягивающего проверяется следующим образом:
- Положительный контакт устройства соединяется с клеммой «+» на акб;
- Минусовый провод фиксируем на отрицательный вывод АКБ, а второй конец этого провода замыкаем на корпус стартера;
- Четкий щелчок из устройства указывает на исправную работу тягового реле. Если стартер не запускает мотор, то проблему нужно искать в других узлах, например, в электромоторе пускового устройства;
- В случае отсутствия реакции в реле образовалась поломка.
Диагностика и причины неисправностей
В идеале узел должен быстро раскручивать маховик мотора после вращения ключа в замке зажигания. Если стартер не крутит или срабатывает, но не крутит, при этом двигатель не заводится, а на приборке будет гореть знакомый индикатор, это свидетельствует о неработоспособности устройства.
Какие могут быть причины поломки механизма, если реле не может сработать, а якорь не вращается:
- Проблема может заключаться в окислении контактов на АКБ или самом узле, для ее решения контакты необходимо очистить.
- Севший аккумулятор приведет к тому, что ранее срабатывающий узел откажется функционировать. В этом случае в первую очередь нужно проверить своими руками заряд аккумулятора.
- Если на приборке горит восклицательный знак, а мотора автомобиля не может завестись, возможно, причина кроется в коротком замыкании между витками втягивающей обмотки. Если это действительно так, то единственным решением может стать только замена механизма.
- Довольно часто автовладельцы сталкиваются с проблемой разрыва проводки в агрегате, в частности, на участке, подводящему к тяговому реле. В первую очередь необходимо проверить контакт между двумя штекерами — выключателя зажигания, а также самого электромоторчика.
- Отсутствие замыкания между двумя штекерами — только теперь речь идет об элементах контактной части под номерами 30 и 50.
- Проблемы в работе якоря, этот компонент может заедать. Возможность его вращения без проблем можно проверить своими руками.
Щеточный узел стартера Если втягивающее реле работает, но при этом узел крутит слабо или вообще не крутит, это может быть обусловлено:
- Слишком низким зарядом аккумулятора либо окислением свинцовых контактов. На приборной панели может на загораться лампа разряда АКБ, если на узел поступает слабый импульс, который не в состоянии раскрутить якорь. Поэтому даже при отсутствии индикатора на контрольном щитке заряд батареи все же стоит проверить. Кроме того, в своем автомобиле всегда нужно контролировать отсутствие окисления на контактах электроцепи, а если вы производите их зачистку, то контакты желательно смазывать.
- Плохое соединение контактов на аккумуляторе, самом механизме или втягивающем реле. Если контакты не окислены, в любом случае нужно продиагностировать, хорошо ли затянуты контактные винты, так как слабые соединения все равно образуют плохой контакт. Следует отметить, что плохо затянутые контакты могут стать причиной короткого замыкания, а также подгорания проводки.
- Еще одной причиной могут служить износившиеся щетки либо подгорание коллектора. Все элементы, которые вышли из строя, необходимо заменить на новые.
- Иногда неисправность проявляется в результате замыкания якоря, в частности, речь идет об обмотке.
- Когда вы будете поворачивать ключ, при этом на ВАЗ 2114 не будет заводиться двигатель при этом аккумулятор нормально заряжен, причина может заключаться в обмотке реле. В частности, в удерживающей обмотке могло произойти замыкание или обрыв. Решить неисправность позволит только замена реле.
Узел работает, якорь вращается, но при этом маховик двигателя не крутится:
- происходит пробуксовка бендикса, неисправность можно выявить путем диагностики на стенде;
- причина может крыться в неработоспособности шестеренок редукторного механизма, в этом случае последний требует замены.
Мотор запустился, но узел продолжает крутить, при этом возможен скрежет или другой нехарактерный шум либо вибрация:
- при наличии вибрации нужно произвести диагностику фиксации устройства;
- причиной может служить некорректный монтаж механизма, возможно, он установлен с перекосом;
- проблема может заключаться в треснувшей крышке, которую нужно как можно быстрее поменять;
- скрежет иногда может быть обусловлен разрушением зубчиков шестеренки одного из элементов — венца маховика, редукторного устройства или привода;
- сторонний шум может появиться из-за износа вкладышей подшипников, установленных на так называемом якоре или на приводе механизма;
- выход из строя бендикса.
Когда двигатель не заводится, а нужно срочно куда-то ехать, можно попытаться его запустить, замыкая стартер по прямой цепи. Как самостоятельно можно замкнуть стартер напрямую — смотрите на видео (автор видео — сергей цапюк).
Ваз 2109: неисправности стартера — ищем причины
Стартер для ваз 2109
Стартер, без него не запустишь автомобиль, а значит, далеко не уедешь. От его работоспособности зависит успех поездки.Поэтому нужно разобраться, как предотвратить его выход из строя, или же устранить уже имеющейся поломки.Рассмотрим более подробно:
- Тревожные сигналы
- Неисправности
Тревожные сигналы
Стартер является самым высоконагруженным электрическим потребителем в автомобиле. Если при запуске автомобиля появляются посторонний звук, шум, треск, или же становится ясно, что произошли изменения в работе стартера, не откладывая необходимо принять меры.На ВАЗ 2109 проблемы со стартером могут быть разные, некоторые из них можно устранить и своими руками, прочитав, как это делать или просмотрев видео.Вот небольшая инструкция по неисправностям.
Неисправности
Итак:
- Если на ВАЗ 2109 не запускается стартер, для начала нужно сделать элементарную проверку
- Проверить, не сел ли аккумулятор (АКБ).
- Проверить предохранитель в блоке предохранителей, отвечающий за стартер.
- Проверить реле, отвечающее за стартер, оно находится в подкапотном пространстве (фото 2).
Меняем реле (Фото 2)
Если все же на ВАЗ 2109 не работает стартер и проблема в другом, необходимо обратится к специалисту.
- На ВАЗ 2109 еле крутит стартер
- необходимо убедиться, в норме ли заряд АКБ
- не перетянут ли ремень генератора
Совет! Если проблема в другом, необходимо обратится к специалисту, возможно, изношены втулки стартера или иная причина. Чаще на ВАЗ 2109 плохо крутит стартер по причине износа передней втулки установленной в картере двигателя.
- На ВАЗ 2109 клинит стартер (поворачивая ключ в режим «пуск двигателя», стартер срабатывает на 1-2 секунды, что недостаточно для пуска двигателя и останавливается)
- необходимо убедиться, не греются ли клеммы на аккумуляторной батарее, не греется ли плюсовой провод, подходящий до стартера. Если греется, значит, плохой контакт.
- возможно, необходима замена втулок якоря.
- На ВАЗ 2109 залипает стартер, другими словами на ваз 2109 стартер не отключается (отпуская ключ после запуска двигателя, стартер продолжает работать)
- Возможно, вышло из строя дополнительное реле стартера (не втягивающее реле).
- Возможнозалипают контакты (пятаки) втягивающего реле стартера.
- Или не исправность в контактной группе замка зажигания — сплавились контакты.
- На ВАЗ 2109 не крутит стартер на морозе (стартер немного проворачивает, но с большим натягом, или же вообще не крутит)
- Скорее всего, на морозе химические процессы в аккумуляторе приостановились. Необходимо включить свет на несколько минут это поможет разогнать АКБ.
- Другой вариант предполагает отогрев АКБ в теплом помещении (не стоит делать слишком большой перепад температур, например, ставить в горячую воду)
- Также можно завести автомобиль, кинув питание от другого автомобиля
- Если предыдущие варианты не помогли, необходима замена АКБ
- На ВАЗ 2109 не крутит стартер, щелкает реле (при удерживании ключа в режиме «пуск двигателя», реле само включается и отключается)
- Сел аккумулятор
Происходит это, потому что заряда АКБ хватает, чтобы сработало втягивающее реле. При замыкании контактов идет большое потребление тока стартером, но этого тока не хватает для его работы.Напряжение на АКБ падает, и втягивающее реле возвращается в исходное положение. Нагрузки больше нет, снова тока хватает, чтобы сработало втягивающее. Действия повторяются. Итак:
- На ВАЗ 2109 не включается стартер (втягивающее реле включилось, а стартер не включился)
- Изношены щетки стартера (фото 3)
- Возможно, стартер сгорел
- заклинил стартер
Совет!Если стартер сгорел, иногда целесообразней купить новый стартер, цена на стартер варьируется от фирмы производителя.
Щетки изношены и не достают до якоря (фото3)
- На ВАЗ 2109 стартер трещит
- Сломаны или изношены зубцы венца маховика. (фото 4)
- Изношен бендикс (механизм, входящий в зацепление с маховиком).
В этом месте стартер трещит (Фото 4)
Совет! одной из наиболее частых неисправностей стартера является люфт якоря. Как же устранить люфт якоря стартера ВАЗ 2109. Необходима замена втулок скольжения. Наибольшую сложность для некоторых представляет замена передней втулки находящейся в картере (фото 5). А именно как достать эту втулку?
Решения
Итак:
- Подбираем подходящий метчик, ввертываем его во втулку и вытаскиваем.
- Или же разрубать втулку острым предметом ( отвертка, маленькое зубило, др.)
Втулка в корпусе (фото 5)
На первый взгляд неисправностей стартера очень много, но нет ничего невозможного. То, что сделано руками человека, можно обязательно починить, а имея необходимые знания и навыки, это можно сделать гораздо быстрее и качественнее. Хорошего ремонта.
masteravaza.ru
Простая конструкция, надежная работа
Итак, бендикс обеспечивает разъединение стартера с двигателем, а пропорция при передаче составляет не менее 1:15 . Конструкция обгонной муфты отличается простотой и надежностью. Она снабжается с обеих сторон особыми роликами, перемещающимися по специальным пазам. При подаче напряжения на стартер, обойма бендикса, которая располагается снаружи, начинает интенсивное вращение. Внутренняя же при этом вращается с меньшей скоростью, что приводит к втягиванию роликов к зауженной части пазов, и вызывает их защемление. Когда процесс происходит нормально, пуск двигателя будет удачным.
В том случае, когда проскакивает бендикс стартера, становится невозможным его зацеп за двигатель, т. е. не выполняется основная функция стартера. Это приводит не только к невозможности пуска мотора, но и к преждевременному износу самого электромотора, который в отсутствии нагрузки может развивать слишком большие обороты и перегреваться. Поскольку любая неисправность бендикса может становиться причиной сопутствующих нарушений в работе двигателя, устранять ее следует незамедлительно. При этом, наиболее рациональным шагом становится не ремонт, а замена бендикса на новый.
Втягивающее реле стартера: диагностика неисправностей и ремонт
Начнем с того, что втягивающее реле стартера ВАЗ или любой другой иномарки зачастую может выходить из строя по одним и тем же причинам. С учетом того, что данный элемент надежен и долговечен, его поломки являются результатом износа или высоких нагрузок.
Обычно водитель может столкнуться с тем, что щелкает реле, но стартер не крутит двигатель, реле втягивающее не издает никаких звуков после поворота ключа зажигания, реле щелкает через раз и т.п.
Так или иначе, в подобной ситуации втягивающий элемент стартера может быть поврежден. Это не удивительно, так как работает реле стартера с высоким напряжением до нескольких сот ампер. В результате:
- силовые контакты реле стартера на стороне стороны контактного диска подгорают;
- происходит обрыв удерживающей или втягивающей обмотки;
- имеет место деформация возвратной пружины;
- возникает короткое замыкание в обмотках;
- механические повреждения деталей в устройстве втягивающего реле;
Для точного определения причины неисправности нужно проводить диагностику реле
Если учесть, что работает реле по принципу электромагнита после подачи напряжения на обмотки стартера, важно найти проблемный элемент
Для начала, можно обратить внимание на внешние признаки.
В случае, когда стартер не крутит, вполне возможно:
- втягивающее реле работает, но стартер не начинает вращаться;
- втягивающее реле и стартер не работают;
Так вот, на то, что произошло срабатывание реле, указывает щелчок, который можно услышать в момент втягивания якоря вовнутрь. Получается, повернув ключ в замке и зафиксировав щелчок, можно считать, что реле исправно.
В противном случае, то есть когда реле стартера не щелкает, на него или не подается электричество, или же само реле вышло из строя. Кстати, бывает и так, что втягивающее реле работает, но стартер не крутит. В этом случае причина в подгоревших контактах реле.
Чтобы это проверить, нужно взять отвертку и замкнуть ею выступающие части контактов. Если после замыкания стартер начинает крутить, тогда причина в подгоревших контактах. Если же замыкание не помогает, тогда неисправности связаны с самим стартером.
Так же случается, когда стартер и реле одновременно не работают. В этом случае проблем может быть несколько, начиная с обрыва цепи включения или выхода из строя элементов в замке зажигания и заканчивая обрывами обмотки втягивающего реле, потере контакта с массой катушки и других.
Еще бывает так, что втягивающее реле срабатывает, но при этом слышны посторонние звуки (стук, что-то дребезжит и т.д.). Обычно причина в том, что контакт обмоток плохой. Выполнить проверку можно путем замеров сопротивления мультиметром. В норме сопротивление втягивающей обмотки должно быть около 0.55 Ом, а удерживающей 0.75 Ом.
Если показатели меньше, тогда это указывает на короткое замыкание внутри обмотки, тогда как большое сопротивление укажет на плохой контакт с массой и/или клеммами. При возникновении подозрений на обрыв обмотки, можно провести проверку при помощи контрольной ламп и батарейки.
Подключая лампочку к обмотке, проверяется, горит ли она. Если горит, тогда с обмоткой все в порядке, если же загорания не происходит, это говорит об обрыве. Единственное, такой способ не позволяет выявить короткое замыкание по причине того, что незначительные отклонения по сопротивлению не оказывают влияния на яркость горения контрольной лампочки.
В любом случае, если проблема обнаружена, втягивающее реле или ремонтируют (разборной тип), или меняют (неразборной). Разборное реле снимается со стартера, после чего часто требуется отпаивать выводы обмоток. Затем проверяются все контакты, при их обгорании производится зачистка мелкой наждачкой.
В ситуации, когда от корпуса отпадают выводы обмоток, их припаивают на место. Также при разборке определяются и меняются части реле, которые изношены. В результате ремонт втягивающего реле позволяет вернуть работоспособность детали. Однако, при такой возможности, лучше сразу заменить реле стартера на новое, особенно если учесть его вполне доступную цену.
Реле стартера ВАЗ 2106
Конструкционное строение, которое имеет втягивающее реле стартера ВАЗ 2106, отличается сложной структурой. При этом многие водители, которые более-менее разбираются в деталях «шестерки», могут выполнить его разборку своими руками.
Что же касается последующей сборки, то далеко не каждый автомобилист справится с этой задачей. В данном случае лучше всего довериться профессионалам.
Если вы думаете, что требуется замена реле, но при этом не уверены в этом, его необходимо подвергнуть тщательной проверке. Примечательно, что реле в шестерке функционирует аналогично другим элементам, установленных в различных моделях транспортных средств. То есть оно выполняет функции электромагнита.
Чтобы проверить его состояние, его замыкают предметом из металла. К примеру, можно использовать отвертку. В том случае, если стартер начнет совершать вращательные движения, то, действительно, потребуется ремонт реле стартера. Когда же раздаются щелчки, которое издает реле втягивающего типа, но стартер при этом вращается, то поломан именно последний.
По какой из причин реле стартера перестает работать? Ответов на этот вопрос несколько. Дело может быть в устаревших деталях (материал со временем разрушается). Также сгорает обмотка. При этом причина может крыться в сгорании пятаков, которые расположены во внутренней части самого реле.
Впрочем, для начинающего водителя, который ранее не занимался ремонтом, необходимо узнать, где находится реле стартера ваз. Если же он не желает тратить свое время и думать, как разобрать данную деталь (к слову, есть наглядная схема реле, да и купить все запчасти можно самому), то он может обратиться к профессионалам. Они не только выполнят разборку этой детали, но и осуществят подключение реле. При этом цена будет минимальной.
Втягивающее реле стартера
Если стартер благополучно вынут из-под капота, необходимо подвергнуть его очистке. С него удаляются загрязнения. Что же касается окисленных контактов, то их обрабатывают с использованием наждачной бумаги.
Диагностика втягивающего реле стартера:
- Стартер размещается вблизи аккумуляторной батареи. При этом подготавливаются 2 электропровода, которые должны иметь достаточную длину. Как нельзя лучше подойдут провода, предназначенные для «прикуривания». Они оснащаются так называемыми «крокодилами».
- Первоначально плюсовая клемма соединяется с аккумулятором (соответствующий вывод втягивающего реле) посредствам одного электрического провода.
- Затем другой провод подсоединяют к клемме аккумуляторной батареи, которая имеет минусовое значение.
- В завершении требуется коснуться свободным незанятым концом электрического провода с минусовым значением. Данное соприкосновение должно состояться с корпусом стартера. От полученных результатов будут зависеть дальнейшие действия.
В том случае, если в процессе соединения втягивающее реле отдает быстрым и отчетливым щелчком, то, следовательно, оно функционирует в штатном режиме. Когда деталь не подает никаких признаков «жизни», то втягивающее реле подлежит ремонту либо полной замене.
Типы втягивающих реле стартера
На отечественных автомобилях в зависимости от модели устанавливаются разные типы детали. Каждый из них имеет свою конструкцию и применяемость.
- Для «классики» (модели от «копейки» до «семёрки» — 2101, 2106, 2107 и т.д.) — нередукт. стартер;
- Для моделей от «восьмёрки» до 21099 — нередукт. стартер;
- Универсальные (для любой модели с редукт. стартером);
- Для моделей от «восьмёрки» до 2109 и 21099, 21013 — 21015 — со стартером AZD.
Следует знать, что существуют разборные и неразборные модели втягивающих реле. Разборные, как правило, относятся к категории старого образца и стоят на ВАЗ 2101 — 2107.